Полная версия сайта
Главная » Документы » Локальные нормативные акты » Положения » Положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС


210.5 Кб
скачать

Утв. приказом № 147 от 30.08.2017

 

 

 

 

 Положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

I. Общие положения

1.1. Положение о внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 276» (далее - Положение) регламентирует цели, задачи, направления, формы организации внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 276» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, с изменениями от 29.12.2014 №1644, 31.12.2015 №1577 ) (далее-ФГОС ООО);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, с изменениями от 29.12.2014 №1645, 31.12.2015 №1578 (далее-ФГОС СОО);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
• СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
• Письмо минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении рекомендаций»;
• Проект методических рекомендаций по обновлению содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ от 09.08.2017 №09-1571
1.3. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. №03-296).
1.4. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п.11 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Это часть учебного плана. Учебный план является компонентом основной образовательной программы МБОУ «СОШ №276». Учебный план определяет введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта, определяет общий объём учебной нагрузки, объём максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, направления внеурочной деятельности.

 

II. Цель и задачи организации внеурочной деятельности

2.1. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (ФГОС НОО, п.19.5; ФГОС ООО, п.18.2.2; ФГОС СОО, п.18.2.2).
2.2. Задачи организации внеурочной деятельности:
- способствовать приобретению образовательных результатов, направленных на формирование первичных представлений о гражданственности и патриотизме;
- формировать нравственные чувства и этическое сознание, формировать творческое отношение к учению, труду, жизни,
- формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать бережное отношение к природе, окружающей среде;
- формировать представление об эстетических идеалах и общечеловеческих ценностях;
- развивать проектную и исследовательскую деятельность.
2.3. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

 

III. Направления, формы организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и формы внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ «СОШ №276». Подбор направлений, форм деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой соответствующего уровня образования.
3.2. В МБОУ «СОШ №276» внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общекультурное.
Формы реализации внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №276» определяет самостоятельно: кружки, секции, экскурсии, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями, проектная и исследовательская деятельность и другие.
Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
3.3. План внеурочной деятельности для класса / параллели определяется в конце предыдущего учебного года.
3.4. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
3.5. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на организационном родительском собрании.

 

IV. Требования к рабочим программам внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы МБОУ «СОШ №276», разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС.
4.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частной по отношению к основной образовательной программе, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП.
4.3. Рабочие программы по направлениям внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются МБОУ «СОШ №276» самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.4. Рабочие программы по направлениям внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.
• Комплексные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
• Тематические программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
• Программы внеурочной деятельности, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).
• Программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, интеллектуальная, спортивно-оздоровительная и др.
• Возрастные программы внеурочной деятельности могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
• Индивидуальные программы внеурочной деятельности для обучающихся (в том числе для одаренных детей, детей с ОВЗ) - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
• титульный лист;
• пояснительную записку;
• результаты освоения курса внеурочной деятельности;
• содержание курса внеурочной деятельности;
• календарно-тематическое планирование;
• список литературы.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса.
4.5. Требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы внеурочной деятельности:
- на титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена программа; название программы; Ф.И.О., должность, квалификация автора (авторов) программы; срок освоения, год разработки программы внеурочной деятельности, направление деятельности, возрастная группа учащихся, количество часов в неделю/год.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в соответствии с ФГОС ОВЗ.

 

V. Организация внеурочной деятельности

5.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности не могут быть реализованы организацией дополнительного образования.
5.2. Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники МБОУ «СОШ №276», соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников, осуществляющие педагогическую деятельность в должности «учитель»: заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели группы продленного дня; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, библиотекари и т.д.
5.3. Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 часов в год в 1 классе, 34 часов в год в последующих классах, наполняемость групп от 10 до 25 человек. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов одного уровня образования.
5.4. При организации внеурочной деятельности могут быть использованы как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год). Программы нелинейных курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год.
5.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
5.6. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
5.7. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, выходные и нерабочие праздничные дни.
5.8. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.
5.6. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы разных уровней определяет МБОУ «СОШ №276».
5.7. Занятия внеурочной деятельности проводятся с учетом требований СанПиН.
5.8. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 минут.
5.9. Учет занятий по внеурочной деятельности осуществляется учителем в Журнале учета внеурочной деятельности. Журнал учета неурочной деятельности должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИ обучающегося, содержание проведения занятия, ФИО учителя. Учитель ведет учет посещения занятий. Содержание занятий в Журнале учета внеурочной деятельности должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

 

VI. Организация управления

Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности.
6.1. Классификация результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
6.2. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности.
Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
- рассмотрение программ на заседании Методического объединения;
- согласование программ на заседании Методического совета школы;
- утверждение директором школы.

 

VII. Финансирование внеурочной деятельности

7.1. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных образовательных программ в соответствии с законом Мурманской области от 19.12.2005 №706-01-ЗМО «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области» предусмотрено финансирование затрат на внеурочную деятельность при реализации ФГОС общего образования из расчета 5 часов на одного обучающегося.
7.2. Для стимулирования работы педагогов и иных сотрудников и обучающихся по организации внеурочной деятельности предусмотрено:
- моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и сертификатами участника, победителя мероприятий);
- материальное стимулирование (установление надбавок, доплат к заработной плате или премий педагогам и сотрудникам МБОУ «СОШ №276» из средств стимулирующей части ФОТ в зависимости от качественных и количественных показателей работы.