Полная версия сайта
Главная » Документы » Прочие документы » Родителям » Учебные материалы » Особенности детей подросткового возраста.

Особенности детей подросткового возраста.


15.9 Кб
скачать

 

 

 

Информация для родителей (законных представителей). Особенности детей подросткового возраста.

Подростковый возраст называют «трудным»,«переходным»,«кризисным».Этот возраст действительно отличается от всех этапов жизни ребенка.

Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

Они более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми, постоянно конфликтуют с взрослыми.

Дружба-главное, что их интересует. Так же интересуют вопросы отношений между мужчинами и женщинами.

Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании, но при этом ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

У них появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием, творчеством. Часто ставят себе цели, сами планируют осуществление этих целей, но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах.

Этот возраст-время интенсивного, но не равномерного развития. Различные системы организма развиваются по-разному и с разной скоростью. Такие же различия существуют и в психическом развитии и умственной зрелости. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения и быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявление особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли.

Наблюдается крайняя неустойчивость самооценки, снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. На самом деле, они подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или высказывания в тех случаях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся.

Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны родителей, требуют равноправных отношений, так как считают себя взрослыми.

Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети), стремятся быть независимыми и всячески протестуют, когда их контролируют, наказывают, требуют послушания, не считаясь с их желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и в школе. Когда дети достигают подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к ним требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время?). К третьей группе относится то, что дети могут решить самостоятельно, но родители готовы оказать помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Именно от взрослых требуется гибкость поведения и реагирования на потребности детей, поэтому во избежание конфликтов необходимо искать баланс контроля и самодеятельности, пользуясь приведенными выше тремя условными группами требований.